Практико-ориентированный подход в медицинском образовании: от первого тренажера до объективного структурированного клинического экзамена
Аннотация
Приведена аналитическая информация о темпах и примерах внедрения симуляционных технологий в УО «Гродненский государственный медицинский университет». Исторический экскурс показывает, что аналоговые тренажеры (фантомы, манекены) использовали в хирургии и акушерстве с XVIII в. Их эволюция от простых моделей до высокотехнологичных симуляторов отражает прогресс в подготовке медицинских кадров. Прослеживается преемственность этих подходов в контексте современных симуляционных технологий. Определено место симуляционного обучения, в частности внедрение объективного структурированного клинического экзамена, с учетом законодательства Республики Беларусь в сфере образования. Рассмотрены инновационные подходы к интеграции симуляционных методик в учебный процесс, а также проанализировано оптимальное соотношение клинической практики в реальных условиях и обучения с использованием симуляторов и путем взаимодействия со стандартизированными пациентами.
Об авторах
И. Г. ЖукБеларусь
Жук Игорь Георгиевич
Гродно
А. В. Болтач
Беларусь
Болтач Андрей Викторович
Гродно
С. Л. Бойко
Беларусь
Бойко Светлана Леонидовна — к. м. н., доцент,
декан медико-психологического факультета
Ул. М. Горького, 80, 230009, г. Гродно. Сл. тел. +375 152 44-67-34
В. В. Кудло
Беларусь
Кудло Виктор Валентинович
Гродно
Список литературы
1. Цвелев, Ю. В. К 500-летию со дня рождения. Амбруаз Парэ (Аmbroise Рare, 1510—1590) / Ю. В. Цвелев, В. В. Остроменский // Журнал акушерства и женских болезней. — № 3 (LIX). — 2010. — С. 122—128.
2. Owen Harry, M. D. Simulation in Healthcare / M. D. Owen Harry // The Journal of the Society for Simulation in Healthcare. — 2012. — № 2 (7). — P. 102—116.
3. Горшков, М. Д. История симуляционного обучения в России и за рубежом / М. Д. Горшков, А. Л. Колыш // Медицинское образование и профессиональное развитие. — № 3 (9). — 2012. — С. 126—127.
4. Симуляционные технологии в медицинском образовании. Практическое руководство, основанное на лучших доказательствах : руководство AMEE № 82 / под ред. З. З. Балкизова и М. Ю. Спасской ; И. Мотола, Л.А. Девайн, Х.С. Чунг [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 4 (18). — С. 14—58.
5. Objective structured clinical examination versus traditional written examinations: a prospective observational study / S. Lebdai, B. Bouvard, L. Martin [et al.] // BMC medical education. — 2023. — Vol. 23, iss. 1. — DOI: 10.1186/s12909-023-04050-5.
6. Impact of station number and duration time per station on the reliability of Objective Structured Clinical Examination (OSCE) scores : a systematic review and meta-analysis / Q. Peng, J. Luo, C. Wang [et al.] // BMC medical education. — 2025. — Vol. 25, iss. 1. — DOI: 10.1186/s12909-025-06691-0.
7. Enhancing telehealth Objective Structured Clinical Examination fidelity with integrated Electronic Health Record simulation / K. Malhotra, C. P. Beltran, M. J. Robak, N. Genes // Medical education. — 2024. — Vol. 58, iss. 11. — P. 1375—1376. — DOI: 10.1111/medu.15525.
8. Kantar, L. Raising the curtain on objective structured clinical examination practices in nursing : a scoping review / L. Kantar // Journal of nursing education. — 2025. — Vol. 64, iss. 6. — P. 356—364. — DOI: 10.3928/01484834-20250130-02.
9. Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов / А. Ю. Алексеева, З. З. Балкизов, В. Перельман [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2018. — № 1 (31). — С. 15—55.
10. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) : руководство АМЕЕ № 81. Часть 1 : Историческая и теоретическая перспективы / К. З. Кан, С. Рамачандран, К. Гонт, П. Пушкар // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 2 (16). — С. 23—40.
11. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) : руководство АМЕЕ № 81. Часть 2 : Организация и управление / К. З. Кан, С. Рамачандран, К. Гонт, П. Пушкар // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 3 (17). — С. 18—52.
12. Кодекс Республики Беларусь об образовании : принят Палатой представителей 11 окт. 2022 г. : одобр. Советом Респ. 2 нояб. 2022 г. — URL : https://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii (дата обращения: 10.07.2025)
13. Perez Baena, A. V. The objective structured clinical examination (OSCE): Main aspects and the role of imaging / A. V. Perez Baena, F. Sendra Portero // Radiologia (Engl. Ed.). — 2023. — Vol. 65, iss. 1. — P. 55—65. — DOI: 10.1016/j.rxeng.2022.09.006.
14. Miller, G. E. The assessment of clinical skills/competence/performance / G. E. Miller // Academic medicine. — 1990. — Vol. 65, iss. 9 (suppl.). — DOI: 10.1097/00001888-199009000-00045.
15. Перспективы внедрения объективного структурированного клинического экзамена в Витебском государственном медицинском университете / А. Т. Щастный, В. В. Редненко, Н. Ю. Коневалова, Е. В. Поплавец // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2017. — Т. 16, № 4. — С. 111—118.
16. Evaluating the role of objective structured clinical examination as a summative assessment tool in undergraduate and postgraduate psychiatry residents / A. Pathak, V. Venkatesh, A. Agarwal, J. Chopra // Cureus. — 2024. — Vol. 16, iss. 8. — DOI: 10.7759/cureus.67640.
Рецензия
Для цитирования:
Жук И.Г., Болтач А.В., Бойко С.Л., Кудло В.В. Практико-ориентированный подход в медицинском образовании: от первого тренажера до объективного структурированного клинического экзамена. Здравоохранение. 2025;1(10):63-71.
For citation:
Zhuk I., Boltach A., Boyko S., Kudlo V. A practice-oriented approach in medical education: from the first training program to an objective clinical structured exam. Healthcare. 2025;1(10):63-71. (In Russ.)
