Preview

Здравоохранение

Расширенный поиск

Практико-ориентированный подход в медицинском образовании: от первого тренажера до объективного структурированного клинического экзамена

Аннотация

Приведена аналитическая информация о темпах и примерах внедрения симуляционных технологий в УО «Гродненский государственный медицинский университет». Исторический экскурс показывает, что аналоговые тренажеры (фантомы, манекены) использовали в хирургии и акушерстве с XVIII в. Их эволюция от простых моделей до высокотехнологичных симуляторов отражает прогресс в подготовке медицинских кадров. Прослеживается преемственность этих подходов в контексте современных симуляционных технологий. Определено место симуляционного обучения, в частности внедрение объективного структурированного клинического экзамена, с учетом законодательства Республики Беларусь в сфере образования. Рассмотрены инновационные подходы к интеграции симуляционных методик в учебный процесс, а также проанализировано оптимальное соотношение клинической практики в реальных условиях и обучения с использованием симуляторов и путем взаимодействия со стандартизированными пациентами.

Об авторах

И. Г. Жук
Гродненский государственный медицинский университет
Беларусь

Жук Игорь Георгиевич 

Гродно



А. В. Болтач
Гродненский государственный медицинский университет
Беларусь

Болтач Андрей Викторович 

Гродно



С. Л. Бойко
Гродненский государственный медицинский университет
Беларусь

Бойко Светлана Леонидовна — к. м. н., доцент,
декан медико-психологического факультета 

Ул. М. Горького, 80, 230009, г. Гродно. Сл. тел. +375 152 44-67-34 



В. В. Кудло
Гродненский государственный медицинский университет
Беларусь

Кудло Виктор Валентинович 

Гродно



Список литературы

1. Цвелев, Ю. В. К 500-летию со дня рождения. Амбруаз Парэ (Аmbroise Рare, 1510—1590) / Ю. В. Цвелев, В. В. Остроменский // Журнал акушерства и женских болезней. — № 3 (LIX). — 2010. — С. 122—128.

2. Owen Harry, M. D. Simulation in Healthcare / M. D. Owen Harry // The Journal of the Society for Simulation in Healthcare. — 2012. — № 2 (7). — P. 102—116.

3. Горшков, М. Д. История симуляционного обучения в России и за рубежом / М. Д. Горшков, А. Л. Колыш // Медицинское образование и профессиональное развитие. — № 3 (9). — 2012. — С. 126—127.

4. Симуляционные технологии в медицинском образовании. Практическое руководство, основанное на лучших доказательствах : руководство AMEE № 82 / под ред. З. З. Балкизова и М. Ю. Спасской ; И. Мотола, Л.А. Девайн, Х.С. Чунг [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 4 (18). — С. 14—58.

5. Objective structured clinical examination versus traditional written examinations: a prospective observational study / S. Lebdai, B. Bouvard, L. Martin [et al.] // BMC medical education. — 2023. — Vol. 23, iss. 1. — DOI: 10.1186/s12909-023-04050-5.

6. Impact of station number and duration time per station on the reliability of Objective Structured Clinical Examination (OSCE) scores : a systematic review and meta-analysis / Q. Peng, J. Luo, C. Wang [et al.] // BMC medical education. — 2025. — Vol. 25, iss. 1. — DOI: 10.1186/s12909-025-06691-0.

7. Enhancing telehealth Objective Structured Clinical Examination fidelity with integrated Electronic Health Record simulation / K. Malhotra, C. P. Beltran, M. J. Robak, N. Genes // Medical education. — 2024. — Vol. 58, iss. 11. — P. 1375—1376. — DOI: 10.1111/medu.15525.

8. Kantar, L. Raising the curtain on objective structured clinical examination practices in nursing : a scoping review / L. Kantar // Journal of nursing education. — 2025. — Vol. 64, iss. 6. — P. 356—364. — DOI: 10.3928/01484834-20250130-02.

9. Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов / А. Ю. Алексеева, З. З. Балкизов, В. Перельман [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2018. — № 1 (31). — С. 15—55.

10. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) : руководство АМЕЕ № 81. Часть 1 : Историческая и теоретическая перспективы / К. З. Кан, С. Рамачандран, К. Гонт, П. Пушкар // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 2 (16). — С. 23—40.

11. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) : руководство АМЕЕ № 81. Часть 2 : Организация и управление / К. З. Кан, С. Рамачандран, К. Гонт, П. Пушкар // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 3 (17). — С. 18—52.

12. Кодекс Республики Беларусь об образовании : принят Палатой представителей 11 окт. 2022 г. : одобр. Советом Респ. 2 нояб. 2022 г. — URL : https://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii (дата обращения: 10.07.2025)

13. Perez Baena, A. V. The objective structured clinical examination (OSCE): Main aspects and the role of imaging / A. V. Perez Baena, F. Sendra Portero // Radiologia (Engl. Ed.). — 2023. — Vol. 65, iss. 1. — P. 55—65. — DOI: 10.1016/j.rxeng.2022.09.006.

14. Miller, G. E. The assessment of clinical skills/competence/performance / G. E. Miller // Academic medicine. — 1990. — Vol. 65, iss. 9 (suppl.). — DOI: 10.1097/00001888-199009000-00045.

15. Перспективы внедрения объективного структурированного клинического экзамена в Витебском государственном медицинском университете / А. Т. Щастный, В. В. Редненко, Н. Ю. Коневалова, Е. В. Поплавец // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2017. — Т. 16, № 4. — С. 111—118.

16. Evaluating the role of objective structured clinical examination as a summative assessment tool in undergraduate and postgraduate psychiatry residents / A. Pathak, V. Venkatesh, A. Agarwal, J. Chopra // Cureus. — 2024. — Vol. 16, iss. 8. — DOI: 10.7759/cureus.67640.


Рецензия

Для цитирования:


Жук И.Г., Болтач А.В., Бойко С.Л., Кудло В.В. Практико-ориентированный подход в медицинском образовании: от первого тренажера до объективного структурированного клинического экзамена. Здравоохранение. 2025;1(10):63-71.

For citation:


Zhuk I., Boltach A., Boyko S., Kudlo V. A practice-oriented approach in medical education: from the first training program to an objective clinical structured exam. Healthcare. 2025;1(10):63-71. (In Russ.)

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-7218 (Print)