Пути развития иммерсивных технологий и перспективы применения в медико-психологическом сопровождении опасных профессий и спортсменов
Аннотация
Современная виртуальная реальность (ВР) представляет собой технологию, позволяющую человеку погрузиться в смоделированную симуляцию. Данное направление все активнее применяется в различных сферах деятельности. Развитие симуляционных технологий с целью совершенствования профессиональных навыков особенно актуально для специалистов, выполняющих свои профессиональные обязанности в опасных условиях (спасатели, пилоты авиации, представители силовых структур, сотрудники скорой помощи, профессиональные водители, высококвалифицированные спортсмены и многие другие). Виртуальная реальность может стать полезным инструментом в практике медико-психологического сопровождения для раннего выявления и предупреждения нежелательных эмоциональных реакций, в процессе восстановления нарушенного функционального состояния и для коррекции психических расстройств донозологического уровня в практике медико-психологического сопровождения экстремальных профессий и высококвалифицированных спортсменов благодаря возможности воссоздания контролируемых и безопасных, но реалистичных стрессовых факторов.
Об авторах
В. В. Бут-ГусаимБеларусь
Гродно
Л. А. Пирогова
Беларусь
Гродно
Список литературы
1. Корнякова, В. В. Функциональная готовность спортсменов циклических видов спорта / В. В. Корнякова, В. А. Бадтиева, В. Д. Конвай // Человек. Спорт. Медицина. — 2020. — Т. 20, № 1. — С. 128—134.
2. Никитина, К. И. Минеральная плотность костной ткани и показатели костного ремоделирования у спортсменов высокой квалификации на этапах годичного цикла подготовки / К. И. Никитина, Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина // Человек. Спорт. Медицина. — 2019. — Т. 19, № 4. — С. 43—49.
3. Prevention, diagnosis and treatment of the overtraining syndrome: Joint consensus statement of the European College of Sport Science (ECSS) and the American College of Sports Medicine (ACSM) / R. Meeusen, M. Duclos, C. Foster [et al.] // European Journal of Sport Science. — 2013. — Vol. 13, № 1. — P. 1—24.
4. Cumulative lifetime stressor exposure and health in elite athletes: the moderating role of perfectionism / E. McLoughlin, D. Fletcher, H. L. Graham [et al.] // International Journal of Sport and Exercise Psychology. — 2024. — Vol. 22, № 3. — P. 553—571.
5. Особенности костного метаболизма у спортсменов велоспорта / К. И. Никитина, Л. В. Сафонов, Т. Ф. Абрамова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — Т. 1, № 6. — DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32268.
6. Горская, Г. Б. Устойчивость спортсменов к хроническому стрессу: динамика психической регуляции / Г. Б. Горская, Т. А. Орлова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 9. — С. 57—62.
7. Падун, М. А. Посттравматический стресс и семейные отношения у сотрудников ОВД — участников контртеррористических операций на Северном Кавказе / М. А. Падун, Е. М. Пермогорская // Психологические исследования. — 2011. — Т. 3, № 17. — С. 1—16.
8. Некоторые особенности заболеваемости у лиц опасных профессий / М. В. Ивкина, А. Н. Архангельская, Е. В. Рогозная [и др.] // Человек и его здоровье. — 2016. — № 4. — С. 5—8.
9. Детерминация дисфункционального дыхания психологическим неблагополучием в условиях пандемии COVID-19. Какие психологические переменные опосредуют эту связь? / Е. И. Первичко, О. В. Митина, О. Б. Степанова, Ю. Е. Конюховская // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2023. — Т. 14, № 1. — С. 7—26.
10. Cherkil, S. Coping Styles and its Association with Sources of Stress in Undergraduate Medical Students / S. Cherkil, S. J. Gardens, D. K. Soman // Indian journal of psychological medicine. — 2013. — Vol. 35, № 4. — P. 389—393.
11. Kwaah, Ch. Stress and Coping Strategies among Distance Education Students at the University of Cape Coast, Ghana / Ch. Kwaah, G. Essilfie // Turkish Online Journal of Distance Education. — 2017. — Vol. 18, № 3. — P. 120—134.
12. Koogler, J. The importance of sport psychology programs at the collegiate level / J. Koogler, J. Smith // Journal of Psychiatry Research Reviews & Reports. — 2023. — Vol. 5, № 4. — P. 1—4.
13. Харламенкова, Н. Е. Психологические последствия влияния стрессоров высокой интенсивности разного типа / Н. Е. Харламенкова, Д. А. Никитина // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — Т. 116, № 5. — С. 110—120.
14. Родионова, А. Д. Психическое здоровье медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 / А. Д. Родионова, А. Н. Плутницкий, Н. А. Савченко // Медицина катастроф. — 2022. — № 3. — С. 36—41.
15. Риски здоровью профессиональной группы врачей в современных системах здравоохранения (обзор) / И. Л. Кром, М. В. Еругина, М. Г. Еремина [и др.] // Анализ риска здоровью. — 2020. — № 2. — С. 185—192.
16. Латышева, Н. В. Хроническая боль, депрессия и когнитивные нарушения: тесные взаимосвязи / Н. В. Латышева, Е. Г. Филатова, Д. В. Осипова // Нервно-мышечные болезни. — 2018. — Т. 8, № 3. — С. 34—42.
17. Barak, O. Military autonomy and balancing in political crises: lessons from the Middle East / O. Barak, D. Miodownik // Armed Forces & Society. — 2021. — Vol. 47, № 1. — P. 126—147.
18. Noruzi, S. Globalization and social work practice: Consequences of sanctions in health care (case study of Iran) / S. Noruzi, S. Sadeghi // International Social Work. — 2024. — Vol. 67, № 4. — P. 1075—1079.
19. Физическая усталость в спорте / В. Корнякова, В. Бадтиева, М. Баландин, И. Ашвиц // Человек. Спорт. Медицина. — 2019. — Т. 19, № 4. — С. 142—149.
20. Механизмы памяти психологического стресса и воздействия на них в лечении синдрома посттравматического стресса и большого депрессивного расстройства / И. И. Абрамец, Д. В. Евдокимов, Ю. В. Кузнецов, Ю. В. Сидорова // Университетская клиника. — 2020. — Т. 3, № 36. — С. 92—102.
21. Шафиева, Л. Н. Особенности структуры популяций эритроцитов и тромбоцитов крови по корпускулярному объему и их взаимоотношения при экзаменационном стрессе / Л. Н. Шафиева, В. Г. Шамратова // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4. — С. 224—224.
22. Зайцева, Н. С. Значение иммунологического скриннинга при диспансерном обследовании военнослужащих — участников спецопреаций / Н. С. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 5. — С. 144—144.
23. Цуканова, А. О. История технической виртуальной реальности: от зеркального стереоскопа Уитсона до шлема Oculus Rift / А. О. Цуканова // Восточно-европейский научный журнал. — 2022. — Т. 5, № 81. — С. 31—38.
24. Мерзликин, Н. Г. Дополненная и виртуальная реальность в промышленности: история развития и особенности применения / Н. Г. Мерзликин // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. — 2024. — № 3. — С. 47—56.
25. Aizawa, K. Movie Map for Virtual Exploration in a City / K. Aizawa // IEICE Transactions on Information and Systems. — 2022. — Vol. E105.D, № 1. — P. 38—45.
26. Яровиков, А. А. Дополненная, виртуальная и смешанная реальности их применение и развитие / А. А. Яровиков // Моя профессиональная карьера. — 2020. — Т. 2, № 11. — С. 227—236.
27. Szeleczki, S. Directions in the development of virtual reality and its military applicability / S. Szeleczki. — Budapest : Ludovika University Press, 2023. — 152 p.
28. Касумян, З. С. Практическое использование виртуальной реальности (VR) в образовательном процессе / З. С. Касумян // Вестник науки. — 2024. — Т. 3, № 11 (80). — С. 590—596.
29. Грязнова, Е. В. Информационная концепция виртуальной реальности в современном знании цифрового общества / Е. В. Грязнова // Век глобализации. — 2024. — Т. 3 — С. 67—75.
30. Экспериментальный макет тренажера с имитацией эффектов физических воздействий в условиях виртуальной реальности для подготовки спасателей-пожарных / И. И. Полевода, В. Н. Рябцев, А. О. Лихоманов [и др.] // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. — 2022. — Т. 6, № 3. — С. 339—360.
31. Асланов, Р. Э. Симулятор виртуальной реальности по оказанию первой медицинской помощи для использования при обучении персонала АСУП / Р. Э. Асланов, А. А. Большаков // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2023. — № 2. — С. 52—65.
32. Использование фиджитал-технологий в повышении уровня физической подготовленности учащихся школ на секционных занятиях по спортивным играм / А. О. Ахмедов, С. Б. Элипханов, А. А.-К. Умаров, С.-М. М. Джулагов // Перспективы науки и образования. — 2024. — Т. 3, № 69. — С. 436—454.
33. Агентное моделирование процесса эвакуации людей при пожарах в зданиях: обзор подходов и исследований / Е. А. Коткова, А. В. Матвеев, С. А. Нефедьев, А. А. Таранцев // Современные наукоемкие технологии. — 2023. — № 10. — С. 55—62.
34. Алексеенко, М. С. Прикладные задачи использования технологий виртуальной реальности в процессе тренировки пилотов / М. С. Алексеенко, Г. Ю. Клишин // Проблемы безопасности полетов. — 2020. — № 11. — С. 3—10.
35. Современные технологии симуляционного обучения в практической оториноларингологии / Т. Ю. Владимирова, М. М. Давыдкин-Гогель, М. Т. Насретдинова, Л. В. Айзенштадт // Наука и инновации в медицине. — 2020. — Т. 5, № 4. — С. 226—229.
36. Салопин, O. M. Использование виртуальной реальности в физической культуре и спорте высших достижений: новые возможности и вызовы / O. M. Салопин // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2024. — № 1. — С. 20—24.
37. Возможности развития личности школьников в иммерсивной образовательной среде / О. В. Алексеева, Н. В. Александрова, Т. П. Скворцова, Д. Я. Бурцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2023. — Т. 5, № 229. — С. 7—16.
38. Методика разработки обучающих программных средств VR для ремонта авиационной техники / И. Пирманов, Ж. Айнакулов, Д. Зуев [и др.] // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Физико-математические науки. —2022. — Т. 78, № 2. — С. 143—149.
39. Информатизация профессионального образования через внедрение модели центра иммерсивных технологий / Р. Э. Асланов, Л. А. Шунина, А. В. Гриншкун, А. А. Большаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2023. — Т. 20, № 1. — С. 78—92.
40. Быкова, И. В. Развитие форм и методов виртуального присутствия в образовательной деятельности / И. В. Быкова, Е. С. Зяблова, Е. В. Удовенко // Управление образованием: теория и практика. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 256—264.
41. The integration of augmented and virtual reality in cell biology courses as a pedagogical innovation in the training of life and earth sciences teachers / E. Assimi, S. Boubih, S. E. Hammoumi [et al.] // Journal for Educators, Teachers and Trainers. — 2023. — Vol. 14, № 5. — P. 85—96.
42. Мальцев, А. В. Моделирование виртуального окружения для пилотируемых миссий по исследованию лунной поверхности / А. В. Мальцев, П. Ю. Тимохин, Е. В. Страшнов // Успехи кибернетики. — 2022. — Т. 3, № 4. — С. 46—53.
43. Опыт использования оригинального видеотренажера для освоения базовых навыков в лапароскопической хирургии / П. М. Ложко, В. В. Кудло, Ю. М. Киселевский, Т. С. Гуща // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. — 2018. — Т. 16, № 4. — С. 502—506.
44. Методы обучения робот-ассистированной радикальной простатэктомии / Л. М. Рапопорт, Е. А. Безруков, Д. Г. Цариченко [и др.] // Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова. — 2019. — № 1. — С. 89—94.
45. Ансокова, М. А. Эффективность дыхательной гимнастики и технологий виртуальной реальности и механотерапии в программах реабилитации пациентов с постковидным синдромом / М. А. Ансокова, Л. А. Марченкова // Медицинский Совет. — 2023. — Т. 17, № 9. — С. 144—151.
46. Сиваченко, И. Б. Оценка эмоционального напряжения у мужчин с различным уровнем физической активности в условиях когнитивной нагрузки / И. Б. Сиваченко, Д. С. Медведев, А. Н. Павлова // Психология. Психофизиология. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 102—111.
47. Riva, G. Neuroscience of virtual reality: from virtual exposure to embodied medicine / G. Riva, B. K. Wiederhold, F. Mantovani // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. — 2019. — Vol. 22, № 1. — P. 82—96.
48. Применение когнитивно-поведенческой терапии в формате виртуальной реальности при различных психических состояниях: систематический обзор / М. Дилгул, Ж. Мартинес, Н. Лаксман [и др.] // Consortium Psychiatricum. — 2020. — Т. 1, № 1. — С. 30—46.
49. Козлов, Ю. А. Метавселенная — новая реальность в хирургии. Обзор литературы / Ю. А. Козлов // Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии. — 2024. — Т. 14, № 1. — С. 69—81.
50. Коберская, Н. Н. Коррекция нейропсихических нарушений при болезни Альцгеймера / Н. Н. Коберская // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика . — 2022. — Т. 14, № 3. — С. 54—61.
51. Шаляпин, А. А. Исследования эффекта присутствия в виртуальной реальности: современное состояние и перспективы / А. А. Шаляпин, М. М. Данина // Психологические исследования. — 2020. — Т. 13, № 71. — С. 1—15.
52. Авербух, Н. В. Феномен присутствия. Терминология и определения / Н. В. Авербух // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. — 2022. — № 6. — С. 147—184.
53. Разработка технологии виртуальной реальности VR-PACE для диагностики и тренировки уровня мастерства хоккеистов / И. C. Поликанова, С. В. Леонов, А. А. Якушина [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2022. — Т. 45, № 1. — С. 269—297.
54. Шадеркина, В. А. Виртуальная реальность (VR) в педиатрии: международный и российский опыт : аналитический обзор / В. А. Шадеркина, А.В. Лелюк, Д.В. Алтунин // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. — 2023. — Т. 9, № 1. — С. 60—71.
55. Оптимизация психической работоспособности специалистов опасных профессий посредством гипоксической терапии / Д. В. Шатов, Н. В. Кочубейник, С. М. Грошилин [и др.] // Медицинский вестник Юга России. — 2018. — Т. 9, № 2. — С. 81—87.
56. Шафикова, Г. Защита спортсменов как элемент спортивной индустрии: правовые аспекты / Г. Шафикова, Н. Дацко, М. Сагандыков // Челоывек. Спорт. Медицина. — 2019. — Т. 19, № S2. — С. 119—128.
57. Васильева, А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство — от травматического невроза к МКБ-11: особенности диагностики и подбора терапии / А. В. Васильева // Медицинский Совет. — 2023. — № 3. — С. 94—108.
58. Гермацкая, Е. И. Определение приоритетности профессиональных компетенций будущих специалистов экстремального профиля на основе экспертных оценок обучающихся Университета гражданской защиты / Е. И. Гермацкая // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. — 2023. — Т. 7, № 4. — С. 446—457.
59. Влияние экстремальных факторов служебной деятельности на психическое здоровье специалистов опасных профессий (обзор зарубежных исследований) / В. Г. Булыгина, С. В. Шпорт, А. А. Дубинский, М. М. Проничева // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2017. — № 3. — С. 93—100.
60. Содержание профессиональной деятельности как фактор успешности применения технологий виртуальной реальности / А. И. Ковалев, Г. Я. Меньшикова, О. А. Климова, В. В. Барабанщикова // Экспериментальная психология. — 2015. — Т. 8, № 2. — С. 45—59.
61. Baig, A. F. Security, privacy, and usability in continuous authentication : a survey / A. F. Baig, S. Eskeland // Sensors. — 2021. — Vol. 21, № 17. — DOI: 10.3390/s21175967.
62. Локализация спектральных особенностей энцефалограмм при психических расстройствах / Н. М. Панкратова, С. Д. Рыкунов, А. И. Бойко [и др.] // Математическая биология и биоинформатика. — 2018. — Т. 13, № 2. — С. 322—336.
Рецензия
Для цитирования:
Бут-Гусаим В.В., Пирогова Л.А. Пути развития иммерсивных технологий и перспективы применения в медико-психологическом сопровождении опасных профессий и спортсменов. Здравоохранение. 2025;(7):46—56.
For citation:
But-Husaim U., Pirahova L. The ways of development of immersive technologies and prospects of application in medical and psychological support of hazardous professions and athletes. Healthcare. 2025;(7):46—56. (In Russ.)