Клиническая медицина
Цель исследования. Оценить возможность использования нейроспецифических белков для подтверждения нарушений со стороны головного мозга у пациентов с изоиммунизацией по системам АВ0 и резус.
Материал и методы. В основную группу вошли пациенты с изоиммунизацией по системам АВ0 и/или резус-фактор (n = 57), в 1-ю группу вошли пациенты с неонатальной желтухой (n = 30), во 2-ю группу — пациенты с гипоксически-ишемической энцефалопатией (n = 35), в 3-ю группу — практически здоровые новорожденные (n = 35). Оценивали концентрацию нейроспецифических белков, иммуноглобулинов, компонентов системы комплемента методом твердофазного иммуноферментного анализа и гиалуронидазной активности по разработанному нами способу.
Результаты. Установлено повышение уровня нейронспецифической енолазы (NSE) и гиалуронидазной активности, а также снижение уровня нейротрофического фактора головного мозга, иммуноглобулинов G3 и компонента С5а системы комплемента у пациентов с изоиммунизацией и нарушениями со стороны головного мозга.
Заключение. В нашем исследовании у пациентов с изоиммунизацией наблюдается повышенный уровень NSE, сопоставимый с гипоксически-ишемической энцефалопатией (p = 0,1). Установлено, что уровни BDNF и гиалуронидазной активности были снижены у пациентов с изоиммунизацией и нарушениями со стороны головного мозга.
Выявлено, что у пациентов с изоиммунизацией по системам АВ0 и резус имеются нарушения со стороны головного мозга, связанные с активацией системы комплемента иммуноглобулинами класса G3.
Для подтверждения наличия нарушений могут применяться исследования уровней нейронспецифической енолазы, нейротрофического фактора головного мозга и гиалуронидазной активности.
Цель исследования. Улучшить эффективность медицинской абилитации (МА) недоношенных детей путем разработки комплекса мероприятий в неонатальном периоде и младенчестве с оценкой эффективности и влияния на исходы нейроразвития в скорригированном возрасте 2 лет.
Материал и методы. В исследование включено 212 недоношенных детей со сроком гестации 26—36 нед. Сформировано две группы: 1-я группа — пациенты, которым мероприятия МА выполняли в соответствии с основными направлениями разработанной методики в полном объеме (n = 89); 2-я группа — пациенты, которым МА проводили в соответствии со стандартными подходами (n = 123). Методом целевого отбора выполнено когортное проспективное лонгитудинальное сравнительное исследование.
Результаты. Разработана мультимодальная комплексная МА недоношенных, начинающаяся в первые месяцы постнатальной жизни. Результаты показали, что в 1-й группе в возрасте 2 лет в 71,9 % (64/89) случаев дети имели нормальное моторное, локомоторное, речевое, психическое развитие по сравнению с аналогичным показателем во 2-й группе — 5,7 % (7/123). Показано, что применение разработанной методики МА для недоношенных детей в 12,5 раза снижает риски нарушений нейроразвития в возрасте 2 лет (OШ = 12,5, 95 % ДИ (6,03—23,03); pФишера < 0,001) по сравнению со 2-й группой, в которой дети получали стандартную медицинскую реабилитацию.
Заключение. Разработана эффективная методика комплексной МА для недоношенных детей с многовекторным воздействием, направленным на активизацию функционирования систем организма недоношенного ребенка, имеющих максимальный риск нарушения вследствие недоношенности и перинатального поражения ЦНС. Отсутствие нежелательных явлений подтверждает безопасность применения с началом в неонатальном периоде.
Цель исследования. Установить значимые в неонатальном периоде клинические параметры, определяющие у недоношенных детей с разным сроком гестации высокий и низкий риск развития неврологических нарушений в скорригированном возрасте 1,6 года.
Материал и методы. Выполнено ретроспективно-проспективное исследование с участием 212 недоношенных детей, рожденных на сроке от 26 до 37 нед. гестации. В зависимости от гестации сформированы четыре группы: 1-я группа — до 28 нед. (n = 36); 2-я группа — 28—31 нед. (n = 51); 3-я группа — 32—33 нед. (n = 55); 4-я группа — 34—36 нед. (n = 70).
Результаты. Разработана количественная балльная шкала рисков развития неврологических нарушений у недоношенных детей в постконцептуальном возрасте 1,6 года, которая на основании итоговой суммы баллов позволяет относить конкретного ребенка к группе высокого или низкого риска нарушений нейроразвития. Установлено, что исследуемая модель имеет точность прогноза 86,3 % (95 % ДИ (0,853—0,908)), специфичность — 0,672 (95 % ДИ (0,653—0,748)), чувствительность — 0,912 (95 % ДИ (0,888—0,958)).
Заключение. При многофакторной логистической регрессии установлено, что в период неонатального периода у недоношенного ребенка на основании итоговой суммы баллов параметров разработанной шкалы можно достоверно прогнозировать наличие неврологических нарушений спустя год и более постнатально.
Цель исследования. Оценить возможность использования лабораторного определения цитокератина-18 в комплексной диагностике хронических заболеваний почек у детей.
Материал и методы. Обследовано 137 пациентов с хроническими заболеваниями почек. В группу сравнения вошли условно здоровые дети без признаков поражения почек и аутоиммунного процесса. Количественное определение уровня цитокератина-18 проводили методом иммуноферментного анализа.
Результаты. Отмечены различия концентраций цитокератина-18 в сыворотке крови пациентов всех групп (р < 0,001). В моче различия содержания цитокератина-18 по тесту Краскела — Уоллиса также показали статистическую значимость (р < 0,001). При уровне цитокератина-18 более 0,07 в сыворотке крови отношение шансов риска хронических заболеваний почек (ОШ) — 34,04 (95 % ДИ (9,5—122)). ROC-анализ показал диагностическую точность 85,0 % (95 % ДИ (76,9—93,1)), чувствительность — 81,6 %, специфичность — 88,5 %. При уровне цитокератина-18 более 0,09 в моче ОШ — 26,5 (95 % ДИ (8,4—84,3)), диагностическая точность — 83,7 % (95 % ДИ (74,9—92,6)), чувствительность — 73,8 %, специфичность — 84,6 %.
Заключение. Определение уровня цитокератина-18 в сыворотке крови и моче может быть использовано в диагностике хронических заболеваний почек у детей, в том числе для дифференциальной диагностики гломерулярных и негломерулярных хронических заболеваниях почек, а также гломерулопатий между собой. Однако использование этого маркера апоптоза для прогнозирования прогрессирования заболевания и оценки тяжести процесса на данном этапе исследования не представляется возможным.
Цель исследования. Изучить влияние тяжести синдрома зависимости от алкоголя (СЗА) на параметры зрительно-пространственной обработки, оцениваемые с помощью тестов CBT, TMT и MRT, а также разработать прогностическую модель для классификации стадий заболевания на основе нейропсихологических показателей.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 444 практически здоровых добровольца (группа сравнения), 125 пациентов с начальной стадией СЗА (1-я группа) и 152 пациента со средней стадией СЗА (2-я группа). Все участники прошли тесты CBT, TMT и MRT в автоматизированном программном комплексе NeuroSMG. Статистический анализ данных проводили с использованием программной среды R версии 4.3.3. Для сравнения групп применяли дисперсионный анализ (ANOVA), критерий Краскела — Уоллиса и линейные модели со смешанными эффектами. Для создания модели дерева принятия решений использовали библиотеку rpart.
Результаты. Пациенты с СЗА показали значительное увеличение времени ответа и количества ошибок во всех тестах по сравнению с группой сравнения. В тесте CBT наблюдали снижение способности к запоминанию и воспроизведению пространственных последовательностей. В тесте TMT пациенты с СЗА демонстрировали более длительное время прохождения лабиринта и увеличенную длину пути. В тесте MRT у пациентов с СЗА было зафиксировано большее время выполнения задач и большее количество ошибок. На основе ключевых показателей тестов CBT, TMT и MRT была разработана модель дерева принятия решений с точностью 84,11 % (95 % ДИ (80,30—87,45)).
Заключение. Исследование подтвердило, что тяжесть синдрома зависимости от алкоголя связана с нарушениями зрительно-пространственных функций, что проявляется в замедлении реакции и увеличении количества ошибок. Разработанная модель дерева принятия решений на основе нейропсихологических тестов демонстрирует высокую точность в классификации стадий алкогольной зависимости и может быть использована для диагностики и мониторинга заболевания.
ОБМЕН ОПЫТОМ
Цель исследования. Выявить патогенетические факторы развития хронических абсцессов легких, определить варианты клинического течения, разработать дифференцированную лечебную тактику.
Материал и методы. Из 605 пациентов с острыми гнойно-некротическими деструкциями легких после окончания лечения у 158 (26,1 %) в легких сохранились незарубцевавшиеся полости. С помощью клинико-рентгенологических исследований изучали особенности течения исходного заболевания, патогенетические факторы развития хронического абсцесса, своевременность установления диагноза, объем поражения, морфологический субстрат, этиологический фактор, состояние региональной вентиляции, используемые методы лечения.
Результаты. Из 158 пациентов с незарубцевавшимися полостями у 68 (43,0 %) на фоне лечения сформировался хронический абсцесс, у 58 (36,7 %) с морфологическим субстратом в виде больших остаточных полостей или выраженного фиброза с нарушением региональной вентиляции сохранялась явная угроза обострения. В течение 2—4 мес. после окончания лечения у 17 (10,8 %) пациентов произошло рубцевание остаточных полостей, у 15 (9,5 %) на месте абсцессов сформировались ложные кисты без признаков воспаления. Хирургическое лечение было показано 126 (79,7 %) из 158 пациентов. У 114 (72,2 %) пациентов проведены хирургические вмешательства различного объема; 12 (7,6 %) пациентов от хирургического лечения воздержались, им с профилактической целью проводили бронхосанационное лечение.
Заключение. Качество излечения острых гнойно-некротических процессов зависит преимущественно от объема поражения, своевременности диагностики и лечения. Пусковыми факторами, ведущими к развитию хронического воспаления в бронхах и хронического абсцесса, являются выраженный фиброз и нарушение региональной вентиляции в легочной ткани, где располагается внутрилегочная остаточная полость. Соответственно особенностям патогенеза и морфологическому субстрату разработана дифференцированная лечебная тактика.
Социология медицины
Целью публикации является системное изложение медико-социальных аспектов питания в рамках учебного курса «Социальная медицина» для студентов, магистрантов и преподавателей высших учебных заведений гуманитарных направлений.
Рассмотрены медико-социальные аспекты неполноценного питания. Раскрыто и описано содержание здорового питания, лечебно-профилактического и лечебного питания и их медико-социальная роль в здоровьесбережении современного общества.
В статье использованы материалы медиатеки им. М. Е. Тикоцкого отдела обслуживания факультетов журналистики и философии и социальных наук Фундаментальной библиотеки БГУ и элементы образовательного портала БГУ ФФСН.