Preview

Здравоохранение

Расширенный поиск
№ 8 (2025)
Скачать выпуск PDF

Клиническая медицина

4-13 8
Аннотация

Цель исследования. Сравнить эффективность различных программ нутритивной поддержки у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой (ЧМТ) при проведении комплексной интенсивной терапии.
Материал и методы. Проведено одноцентровое проспективное рандомизированное исследование с участием 116 пациентов с тяжелой ЧМТ, госпитализированных в отделение реанимации и интенсивной терапии в период с 2017 по 2024 г. Пациенты были распределены на две группы с различными подходами к нутритивной поддержке. Оценивали клинические и лабораторные показатели, уровень катаболизма, а также исход по шкале исходов Глазго, длительность искусственной вентиляции легких, интенсивной терапии, стационарного лечения и частоту осложнений.
Результаты. Пациенты основной группы с первого дня госпитализации получали целевые уровни энергии (28,84— 33,59 ккал/кг/сут) и белка (1,08—1,73 г/кг/сут), тогда как в контрольной группе значения были значительно ниже (0—30,62 ккал/кг/сут и 0—1,27 г/кг/сут соответственно) (p < 0,05). Уровни С-реактивного бела на всем протяжении наблюдения статистически не различались между группами, тогда как концентрация прокальцитонина на 3, 5 и 7-е сут. была значительно ниже в основной группе (p < 0,05); в остальное время различия не были статистически значимыми. Медиана продолжительности госпитализации была выше в основной группе (47 сут. против 26, p < 0,05), частота осложнений — ниже (пневмония: 57,6 % против 84,0 %, p < 0,05; синдром полиорганной недостаточности: 16,7 % против 34,0 %, p < 0,05). Летальность в основной группе составила 51,5 % против 80,0 % в контрольной (p = 0,0261), благоприятный исход наблюдался чаще: 40,9 % против 14,0 % (p < 0,05).
Заключение. Программа нутритивной поддержки, направленная на получение целевого уровня энергии ≥ 30 ккал/кг/сут и белка ≥ 1,5 г/кг/сут, позволила снизить летальность и частоту осложнений, а также улучшить клинические исходы. Более длительная госпитализация у пациентов в основной группе исследования свидетельствует об увеличении выживаемости и, соответственно, дополнительном времени, потребовавшемся для их реабилитации.

В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ

14-25 19
Аннотация

Цель исследования. Улучшить проведение оценки степени выраженности нарушений функционирования у пациента с туберкулезом органов дыхания путем применения разработанной клинико-диагностической методики формирования индивидуального профиля функционирования с позиции Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Материал и методы. Для достижения поставленной цели в исследование включено 224 пациента с туберкулезом органов дыхания трудоспособного возраста, впервые направленных на медико-реабилитационную экспертную комиссию для определения инвалидности. Средний возраст обследованного контингента — 47,38 ± 10,63 года. Среди обследованных пациентов было 168 (75,0 %, 95 % ДИ (68,9—80,2)) мужчин, средний возраст которых составил 49,24 ± 10,24 года, и 56 (25,0 %, 95 % ДИ (19,7—31,1)) женщин, средний возраст которых составил 41,82 ± 9,89 года.
Результаты. По результатам проведенного исследования была разработана клинико-диагностическая методика формирования индивидуального профиля функционирования пациента с туберкулезом органов дыхания с позиции Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Заключение. Разработанная клинико-диагностическая методика формирования индивидуального профиля функционирования пациента с туберкулезом органов дыхания с позиции Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья позволяет объективно оценить степень выраженности функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности у пациентов с туберкулезом органов дыхания, что, в свою очередь, будет направлено на принятие объективного экспертного решения, своевременное направление пациентов с данной патологией на медико-социальную экспертизу и профилактику утяжеления первичной инвалидности.

26-33 16
Аннотация

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу нарушений нейроразвития в виде дефицита социального взаимодействия, коммуникации, а также характеризуются ограниченными и повторяющимися моделями поведения, интересов или деятельности. Распространенность этой патологии в мире, в том числе в Республике Беларусь, неуклонно растет, что требует разработки унифицированных методов ее ранней диагностики специалистами системы здравоохранения различного профиля.
Цель исследования. Оценить диагностическую ценность нового теста для медицинских работников по выявлению РАС у детей раннего возраста в условиях амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения Республики Беларусь.
Материал и методы. В 2023—2024 гг. проведено обследование 1984 детей с использованием скрининг-теста для медицинских работников на определение наличия и степени выраженности признаков РАС у детей раннего возраста. Результаты анкетирования были проанализированы с применением методов описательной статистики, ROC-анализа и расчета основных диагностических характеристик теста.
Результаты. Установлено, что новый тест обладает высокой диагностической ценностью (AUC = 0,9952; 95 % ДИ (0,9911—0,9985)) при оптимальном пороге отсечения, равном 33 балла. Чувствительность теста составила 98,44 %, специфичность — 95,47 %. Положительная прогностическая ценность — 42,00 %, отрицательная прогностическая ценность — 99,95 %.
Заключение. Разработанный тест является высокоэффективным инструментом скрининга РАС у детей раннего возраста и может быть рекомендован для широкого внедрения в практику амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения.

СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ

34-45 28
Аннотация

Представлены обзор научных публикаций и клинический случай первичной диагностики редкой патологии у беременной женщины — болезни Рандю — Ослера — Вебера, осложняющейся кровохарканьем и легочным кровотечением. Для заболевания характерно формирование легочных (а также церебральных и висцеральных) артериовенозных мальформаций, что приводит к шунтированию малого круга кровообращения. Беременность может являться фактором, вызывающим прогрессирующий рост патологических сосудистых образований с потенциальным развитием жизнеугрожающих осложнений.
Ключом к диагностике в представленном случае послужило наличие диссоциации клинических и рентгенологических проявлений заболевания — персистирующее рефрактерное снижение оксигенации крови при отсутствии признаков поражения легочной паренхимы. Характерными для болезни Рандю — Ослера — Вебера клиническими проявлениями были наличие единичных элементов телеангиэктазии на слизистой оболочке твердого и мягкого неба, обнаруженных при целенаправленном поиске, а также перенесенный в молодом возрасте тромботический инфаркт головного мозга (одно из ранних проявлений болезни Рандю — Ослера — Вебера, возникновение которого в данном случае не привело к выявлению первопричины).
Показана критически важная роль компьютерной томографии с контрастированием сосудов для дифференциальной диагностики заболеваний, проявляющихся кровохарканьем.
В описанном случае особая сложность была связана с наличием у пациентки сочетания болезни Рандю — Ослера — Вебера, не диагностированной ранее, и тромбофилии. Легочный геморраж из артериовенозных мальформаций развился на фоне применения антикоагулянтов. В связи с наличием двух заболеваний, угрожающих возникновением одновременно тромботических и геморрагических осложнений, потребовалось досрочное родоразрешение с последующим неотложным проведением эмболизации патологически измененных сосудов легких.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

46-51 7
Аннотация

Цель исследования. Изучить характер и последовательность развития патоморфологических процессов в коронарных артериях крыс на разных этапах моделирования хронической ишемии сердца.
Материал и методы. Хроническую сердечную недостаточность ишемического генеза у крыс линии Wistar моделировали путем подкожного введения β-адреномиметика изопротеренола гидрохлорида в дозе 10 мг/кг/сут в течение 14 сут. Через 4, 6 и 8 нед. после последней инъекции у экспериментальных животных проанализированы особенности морфофункциональных изменений коронарных сосудов и динамика изменения активности ферментов клеточного энергетического обмена.
Результаты. При развитии хронического изопротеренол-индуцированного ишемического поражения миокарда (от 4-й к 8-й нед. эксперимента) отмечается прогрессирование структурных изменений в сосудистых стенках коронарных артерий крыс: как интимы (деэндотелизация и десквамация эндотелиоцитов, очаговый субэндотелиальный отек, нарушение целостности наружной и внутренней эластических мембран), так и медии и адвенцитии (дистрофия и некробиоз гладкомышечных клеток, разрыхление, отек, дезорганизация слоев, фиброз) в сочетании с нарастанием склеротических изменений периваскулярных пространств. Гистохимические изменения эндотелиальных клеток коронарных сосудов крыс проявляются компенсаторным увеличением активности лактатдегидрогеназы к 4-й нед. эксперимента с последующим снижением активности сукцинат- и лактатдегидрогеназы от 6-й к 8-й нед. эксперимента.
Заключение. Выявлены морфологические изменения коронарных артерий крыс, которые иллюстрируют динамику развития структурно-функциональных изменений в сосудах при хронической изопротеренол-индуцированной ишемии сердца на поздних этапах ее развития. Структурные изменения сосудистых стенок сочетаются со снижением эффективности как аэробного, так и анаэробного пути энергообразования.

52-65 7
Аннотация

Цель исследования. Оценить особенности динамики сердечно-лодыжечного сосудистого индекса (СЛСИ) и индекса аугментации (ИА) у мужчин с артериальной гипертензией (АГ) I и II степени в возрастных группах 30—39 и 40—49 лет; выявить модифицируемые и немодифицируемые факторы, ассоциированные с увеличением и уменьшением СЛСИ и ИА у здоровых лиц и у пациентов с АГ 30—49 лет.
Материал и методы. В исследовании приняли участие практически здоровые мужчины 30—49 лет и мужчины с АГ I и II степени, которые были разделены на шесть подгрупп: IA — 38 практически здоровых мужчин 30—39 лет; IB — 38 пациентов с АГ I степени 30—39 лет; IC — 21 пациент с АГ II степени 30—39 лет; IIA — 23 практически здоровых мужчины 40— 49 лет; IIB — 35 пациентов с АГ I степени 40—49 лет; IIC — 28 пациентов с АГ II степени 40—49 лет. СЛСИ и ИА были двукратно определены на объемном сфигмографе VaSera VS-1500 (Япония) с интервалом 13 [12—16] мес.
Результаты. У мужчин из подгрупп IA, IB, IIB увеличился ИА при повторном измерении (р = 0,001, р = 0,00001, р = 0,04 соответственно). У здоровых мужчин вероятность увеличения ИА ассоциирована с уровнем пульсового артериального давления (β = 0,173, ОШ — 1,19 (95 % ДИ (1,08—1,33)), р = 0,0009, AUC = 0,711), холестерина не-ЛПВП (β = 0,772, ОШ — 2,16 (95 % ДИ (1,24—4,05)), р = 0,01, AUC = 0,675) и наличием избыточной массы тела (β = 1,371, ОШ — 3,94 (95 % ДИ (1,53—10,84)), р = 0,006, AUC = 0,675). У лиц с АГ рост ИА ассоциирован с ожирением (β = 1,462, ОШ — 4,31 (95 % ДИ (1,50—13,37)), р = 0,008, AUC = 0,638), а прием блокаторов рецепторов ангиотензина II уменьшал вероятность роста ИА (β = -1,117, ОШ — 0,3273 (95 % ДИ (0,13—0,76)), р = 0,012, AUC = 0,602).
Заключение. За время наблюдения ИА увеличился у здоровых лиц 30—39 лет и у всех пациентов с АГ I степени, в то время как СЛСИ не изменился ни в одной из исследуемых групп.
Рост ИА у здоровых мужчин ассоциирован с содержанием холестерина не-ЛПВП, уровнем пульсового артериального давления и избыточной массой тела. Рост ИА в динамике у пациентов с АГ ассоциирован с наличием ожирения. Увеличение СЛСИ не было ассоциировано с исследуемыми факторами.

ОБМЕН ОПЫТОМ

66-77 7
Аннотация

Цель исследования. Выделить формы агрессивного и аутоагрессивного поведения у лиц с алкогольной зависимостью, определить эффективность фармакотерапии алкогольной зависимости нормотимическими лекарственными средствами по сравнению с ингибиторами ацетальдегиддегидрогеназы.
Материал и методы. Исследованы результаты психометрической диагностики шкалы депрессии Бека, шкалы Басса — Дарки, теста руки Вагнера (Hand-тест) и стандартизированного многофакторного исследования личности (СМИЛ) у 25 пациентов с диагнозом «синдром алкогольной зависимости», составивших 1-ю группу и находившихся на медикаментозной терапии ингибиторами ацетальдегиддегидрогеназы, у 30 пациентов с диагнозом «синдром алкогольной зависимости», включенных во 2-ю группу, которые проходили медикаментозную терапию карбамазепином. Статистический анализ проводили в среде R 4.2.2.
Результаты. В ходе исследования в двух группах были выявлены высокий уровень индекса агрессивности, высокий уровень индекса враждебности, высокий уровень склонности к открытому агрессивному поведению (индекс I). При повторном обследовании пациенты 1-й группы набрали в тесте А. Бека меньше баллов спустя 6 мес. лечения и демонстрировали снижение баллов по 1-й и 6-й шкалам теста СМИЛ. В то же время пациенты 1-й группы демонстрировали повышение уровня индекса агрессивности спустя 6 мес. лечения. При повторном обследовании пациенты 2-й группы показали снижение баллов по 6-й, 7-й и 8-й шкалам теста СМИЛ.
Заключение. Выявлены преобладание скрытой агрессии в поведении пациентов и проявление открытой агрессии в отношении близких пациенту людей. Отмечена бóльшая эффективность карбамазепина по сравнению с ингибиторами ацетальдегиддегидрогеназы.

МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ В ЛИЦАХ

 
78-80 5
Аннотация

Прадстаўлена інфармацыя пра Г. І. Сідарэнку, вучонага-кардыёлага, акадэміка Нацыянальнай акадэміі навук, аднаго з заснавальнікаў кардыялагічнай навукі Беларусі.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-7218 (Print)